Его большое сердце







Коммунист, 17 марта, 1984г.

Смерть унесла еднего из самых народных поэтов Армении. После кончины Исаакяна и Севака, это самая тяжелая потеря для нашей литературы и народа. Чем же он достиг столь народной любви?

Прежде всего своим великим талантом, великим сердцем, великим патриотизмом. Он подарил прекрасные строки всем — родине, человеку, матери, любимой…

Приведу несколько ответов Шираза на мои вопросы в одном из последних его интервью.

— Ты написал большую поэму о мире. Как ты представляешь савтрашний день Земли? — спросил я.

— Мир будет жить вечно, как Масис.

— А в чем секрет вечности армянского народа?

— Армянский народ в одиночестве не мог выжить… Наша нация всегда любила и будет любить своих братьев и друзей!

— Какую профессию любишь больше всего?

— Земледельца.

Коренной ленинаканец, Шираз и в жизни, и в творчестве был исключительно остроумным человеком. Он мог быть величественным и мудрым, обидчивым и капризным, как ребенок, утонченным лириком, острым сатириком… Переменчивость характера и была натурой Шираза. Это был большей ребенок и большой поэт. Он всегда говорил, что думал. Исаакян называл его диким талантом, католикос Вазген Первый — Поэтом Всех армян.

Никогда не сотрутся из нашей памяти и сердца его прекрасные поэмы «Сиаманто и Хачезаре», «Библейское», «Раздан», «Мой друг Лорик», «Имена людей», стихи «Мы мирны, как наши горы», «Девушки Армении», «Ниагара», « Завещание», «Памятник Абовяну», «Моя святая родина, ты в сердце моем», «Придешь, но будет поздно» и сотни других стихов-четверостиший, басен, философских раздумий.

Бывают поэты одного стихотворения. Поэзия же Шираза исключительно многогранная. Талант Шираза давал ему возможность обозреть явления с разных сторон, выявить в них новое. Даже говоря о старом и давно известном, он исходил с позиции современности, давал ответы на насущные вопрссы нашего времени. Вот почему с особей остротой поставлены в его книгах проблемы войны и мира, любви и дружбы… Стихотворения Шираза проникнуты духом патриотизма и гуманизма. Он мечтал о таком веке, когда оба полушария Земли станут крыльями голубя мира. И поэт верил в это: «Из книг узнает сын сына моего, какого цвета человечья кровь». «Горящий ради одного и со свечку света не дает»,—писал он в одном из четверостиший. Масис, Ани, Ереван, армянский язык для Шираза отнюдь не просто локальные понятия: они для него символы, средство, чтобы покачать старое и новое нашего народа. «Мой древний Ани, возрождается в колыбели Еревана», — писал он в стихотворении «Ереван».

Обращаясь к зарубежным армянам, Шираз писал «Вернитесь, Севан изжаждался по вас, как пустыня Сахара»… Борьбе и спасению армянского народа, у которого колени подогнулись, спина сломилась, земля отнята, который веками таял, но не растаял, посвящена его прекрасная поэма «Армянское чудо».

Венцом поэзии Шираза являются его стихи, посвященные матери. И книга «Памятник матери» является блестящим свидетельством этого. Писать о матери — означает писать о матери-Родине, о чистоте и благородстве. Эти стихи Шираза — воплощенная в пламенные строки любовь к человеку, а есть ли в XX веке большая задача, чем пробуждать любовь к человеку?!

Все матери мира мечтают о мире, ни одна мать не хочет видеть своего сына убитым или убивающим. Следовательно, если люди еще больше полюбят своих матерей (а это означает, что и мир, добро, благородство, родину), то, наверное, меньше станет в их сердцах человеконенавистничества, меньше будет седины в волосах матерей.

«Путник, пять минут поклонясь, постой: горсть Вселенной тут гаснет под плитой», говорит поэт на могиле своей матери. В его стихах, посвященных смерти матери, мы ясно слышим: человек не одинок в своем горе, когда есть люди, готовые разделить с тобой скорбь. И бесконечно трогало поэта то, что на могиле его матери каждый день появлялись свежие цветы, принесенные незнакомыми ему людьми…

И я уверен, что на могиле Шираза тоже всегда будут розы…
Арамаис СААКЯН.

  • Facebook
  • Twitter
  • Delicious
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Add to favorites
  • Email
  • RSS

Comments are closed.